СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ГРАЖДАН И ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
В центре созданы все необходимые условия для проведения психолого-педагогической реабилитации граждан и детей со зрительной патологией.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Психологическая реабилитация инвалидов старше 18 лет включает:
- психологическую диагностику ( индивидуальную, групповую);
- оказание психологической поддержки: психологическая профилактика, консультирование, просвещение;
- психологическую коррекцию: тренинг когнитивных функций (интеллектуальный тренинг), социально-психологический тренинг, регулятивный тренинг, тренинг специальных умений и навыков.
|
Психологическая реабилитация детей-инвалидов включает:
- психологическую диагностику;
- психологическую коррекцию;
- коммуникативный тренинг;
- психологическое консультирование сопровождающих лиц или законных представителей детей
На занятиях используются пособия:
В коррекционной работе применяются следующие методы и технологии:
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА используется как дополнительный инструмент и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребенка. Комната оснащена современным оборудованием и предназначена для профилактики психофизических и эмоциональных нагрузок, создания положительного эмоционального состояния у ребенка.
|
|
|
В АУ СОН ТО «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» совместно с АУ СОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов» и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с ноября 2019 года начата реализация мероприятий по коррекционной социально-медицинской программе «Умничка»: организация социально-психологического, социально-медицинского, педагогического сопровождения детей в возрасте от рождения до трех лет с выявленными нарушениями. В рамках реализации комплекса мероприятий психологи центра проводят занятия с применением следующего оборудования:
Коррекционные занятия с психологами проходят с использованием высокотехнологичного, современного, развивающего оборудования – интерактивный пол Magium.
Оборудование используется для:
- развития координации движений при моторных нарушениях;
- улучшения памяти и зрительного восприятия информации при ЗПР, СДВГ, ЗРР;
- коррекции памяти и поведения при психических нарушениях и заболеваниях нервной системы;
- обеспечения социальной адаптации ребёнка и его навыков командного взаимодействия.
Играя с Magium дети получают уникальные эмоции, которые, безусловно, самым положительным образом сказываются на их психологическом и физическом развитии.
|
|
«Обучение социально-средовой адаптации: пространственное ориентирование и мобильность»
При прохождении реабилитации по данному курсу специалисты обучают инвалидов, детей-инвалидов со зрительной патологией комфортному и безопасному передвижению в пространстве с помощью белой трости и защитных техник, ориентированию с помощью следующих тифлотехнических средств:
- звуковой локатор «Сонар» – прибор предназначен для облегчения пространственной ориентировки слепых и слабовидящих людей при самостоятельном перемещении по улице или в помещении. Для измерения расстояний используется ультразвуковая локация.
- электронный компас «Пеленг-01» – прибор предназначен для облегчения пространственной ориентировки слепых и слабовидящих людей при самостоятельном перемещении в открытом пространстве, лишенном локальных ориентиров. Для определения направления геомагнитных линий используются электронные датчики магнитного поля.
- определитель препятствий «Ray» – это чувствительный прибор, который является дополнением к белой трости. Прибор помогает пользователю при помощи ультразвуковых датчиков заранее заметить предметы и препятствия. Между ультразвуковыми датчиками находится небольшое отверстие с датчиком света, что позволяет использовать Ray, как детектор света.
- ультразвуковые очки «iGlasses»–это лёгкие и стильные очки со встроенным ультразвуковым определителем препятствий. Очки реагируют вибрацией на объекты на расстоянии от 3-х метров и ближе. Вибрация пошагово увеличивается по мере приближения к препятствию. Когда расстояние достигает 70 см и ближе вибрация становится постоянной.
-
умный помощник «Робин» – это инновационный продукт, который помогает людям с нарушениями зрения ориентироваться в окружающем пространстве. «Робин» – это небольшое носимое устройство. По форме оно напоминает камеру, которая комфортно помещается в руку пользователя. «Робин» расскажет, что находится вокруг. Предупредит о неожиданном препятствии. Найдет человека поблизости и позволит уверенно к нему обратиться. Устройство способно стать надежным спутником в повседневной жизни незрячего человека.
|
|
![]() |
|
|
![]() |
Для обучения разработаны специальные методические программы, учитывающие индивидуальные особенности инвалидов, детей-инвалидов, их зрительные возможности, а также уровень развития навыков ориентировки и практических действий.
«Обучение пространственному ориентированию и мобильности с помощью GPS-навигации»
В рамках курса проходит знакомство с основами управления сенсорным устройством, приложениями и программами, работа с навигационной программой «OSMAND». Инвалиды старше 18 лет со зрительной патологией учатся ориентироваться в пространстве с помощью сенсорных устройств со спутниковой навигацией для формирования навыков самостоятельного передвижения. По окончанию обучения инвалидам старше 18 лет выдаётся в пользование бесплатный телефон (смартфон).
|
|
|
«Обучение компьютерной грамотности»
Занятия по обучению компьютерной грамотности направлены на обучение незрячих и слабовидящих пользователей свободному общению с компьютером, на демонстрацию возможностей, которые открывает перед ними компьютерная техника. Инвалиды, дети-инвалиды со зрительной патологией обучаются десятипальцевому методу печати, работе на компьютере без зрительного контроля при выключенном мониторе.
|
|
|
На занятиях используются такие приборы, как брайлевский дисплей, брайлевский органайзер, брайлевский тифлокомпьютер. Инвалиды, дети-инвалиды со зрительной патологией, проходящие реабилитацию в центре, могут познакомиться с правилами управления сенсорными устройствами с помощью тактильных движений пальцами и озвучивания всех действий.
«Обучение чтению и письму по системе Брайля»
На занятиях по данному курсу у инвалидов, детей-инвалидов со зрительной патологией и сопровождающих лиц формируются навыки чтения и письма по системе Брайля, а также практические умения по использованию технических средств реабилитации, предназначенных для чтения и письма по системе Брайля.
|
|
|
|
|
|
В рамках данного реабилитационного курса специалисты обучают инвалидов, детей-инвалидов со зрительной патологией и сопровождающих лиц навыкам работы с брайлевскими техническими средствами.
«Обучение социально-бытовой ориентировке и адаптации»
При прохождении реабилитационного курса у инвалидов, детей-инвалидов со зрительной патологией формируются навыки личной гигиены, отрабатываются практические умения без зрительного контроля приготовить пищу, расположить мебель и необходимые предметы в квартире, погладить бельё, почистить обувь. Для повышения эффективности реабилитационного процесса на занятиях с детьми-инвалидами со зрительной патологией используются дидактические пособия, изготовленные специалистами центра "Пышма".
|
|
|
|
|
|
Для обучения доступным навыкам разработаны специальные реабилитационные программы, в том числе повозрастные программы для детей. Инвалиды со зрительной патологией знакомятся с современными техническими средствами реабилитации и учатся управлять бытовыми приборами через специальное приложение смартфона.
|
![]() |
|
|
|
|
«Развитие мелкой моторики»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Арттерапия – это любая творческая деятельность (любое рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество.
Арттерапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в ребенке важные социальные навыки. Занятия арттерапией дает возможность укрепить память, развивает внимание, мышление и навыки принятия решений.
ЛЕПКА
Работа с пластическим материалом: пластилином, соленым тестом, глиной.
В лепке представление о форме достигаются и зрительным и осязательным путем одновременно. А, как известно, чем больше различных анализаторов принимает участие в восприятии, тем это восприятие прочнее сохраняется в памяти, тем оно становится более верным и полным. Развивая чувство активного осязания, лепка содействует лучшему пониманию форм предметов окружающего мира.