Обычная версия сайта

Реабилитация Он-лайн  ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ   Социальный компас  Часто задаваемые вопросы  Бесплатная юридическая помощь

Материалы

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

 

С июня 2022 года центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» приступил к реализации пилотного проекта по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, проживающих на территории Тюменской области.

 

Цель пилотного проекта: отработка подходов к оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с использованием электронного сертификата.

 

 

Участники пилотного проекта: дети от 4 до 17 лет (включительно), которым категория «ребенок-инвалид» установлена впервые.

 

В Центре услуги по комплексной реабилитации и абилитации могут получить дети-инвалиды, относящиеся:

 

  • ЦРГ 1.2. Дети-инвалиды с преимущественными специфическими расстройствами психологического развития, в том числе вследствие хромосомных нарушений и других врожденных или приобретенных в раннем возрасте причин (расстройства развития речи и языка, учебных навыков, моторных функций)

  • ЦРГ 2 Дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (зрения)

  • ЦРГ 3 Дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (слуха)

  • ЦРГ 4 Дети-инвалиды с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения)

  • ЦРГ 5 Дети-инвалиды с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций различного генеза, не включенные в другие целевые реабилитационные группы

Условия проживания: 2-х, 3-х местные номера с санузлом, телевизором, холодильником.

 

 

Питание: пятиразовое для детей-инвалидов и трёхразовое для сопровождающих лиц.

 

 

Центр состоит из 6 корпусов, соединенных теплыми переходами. Для организации досуга имеются игровые комнаты, уличные игровые и спортивные площадки, тренажёры.

 

 

Услуги по комплексной реабилитации и абилитации проводятся по 7 основным направлениям:

 

Социально-бытовая реабилитация и абилитация

На практических занятиях у ребенка (в соответствии с возрастом) формируются (в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств):

-навыки личной гигиены, одевания и раздевания
-навыки поддержания порядка в быту, умение безопасно пользоваться бытовыми приборами
-навыки безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация «свой-чужой», навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома – пожар, взлом, утечка газа и др.)

Используемые методики и технологии

  • Методика «Оккупационная (повседневная) терапия»
  • Игровые технологии
  • Технологии, применяемые для снятия зрительных и двигательных нагрузок
  • Технологии многочувственного (полисенсорного) восприятия
  • Технологии проблемного обучения и формирования основ безопасного поведения

Социально-средовая реабилитация и абилитация

На практических занятиях у ребенка-инвалида (в соответствии с возрастом) формируются (в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств):

-навыки персональной безопасности в условиях городской/сельской среды при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками и т.д.
-навыки пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ, медицинские организации, покупка билетов и т.д.)
-умения распоряжаться денежными средствами, производить денежные расчеты при оплате услуг и покупок

Используемые методики и технологии

  • Наблюдение за культурой поведения детей в группе по программе А.М. Щетининой (определение наличия знаний о различных видах социальной культуры в общении с людьми (взрослыми и сверстниками).
  • Обучение слепых пространственной ориентации по методике М.Н. Наумова.
  • Моделирование средовых ситуаций в условиях кабинета «Магазин» (товарно-денежные расчеты) обращение к окружающим за помощью, в том числе к специалистам учреждений «Больница», «Парикмахерская» и д.р.

Социально-педагогическая реабилитация и абилитация

На практических занятиях у ребенка-инвалида (в соответствии с возрастом) (в том числе с использованием ТСР и ассистивных технологий, рельефно-точечного шрифта Брайля, компьютерных технологий (при необходимости) формируются:

-коммуникативные навыки, устная и письменная речь, учебные навыки (счет, письмо, чтение и др.)
-развитие общей и мелкой моторики
-проводятся с ребенком-инвалидом логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма

Используемые методики и технологии реабилитации у детей с нарушениями речи:

  • «Слоговая структура слова» Четверушкиной Н.С.
  • «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» Большаковой С.Е.
  • «Формирование речи у дошкольников» Ефименковой Л.Н.
  • «Логопедическая ритмика» Волковой Г.А.
  • «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» Бабушкиной Р. Л., Кисляковой О.М.
  • «Методика обследования самостоятельной речи» Иншаковой О.Б.
  • «Логопедический массаж» Дьяковой Е.А.
  • «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PЕCS»

 

Используемые методики и технологии в реабилитации у детей с нарушениями слуха:

  • «Методика развития слухового восприятия и речи у детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами» Королевой И.В.
  • «Формирование устной речи у дошкольников с нарушенным слухом» Пелымской Т.В., Шматко Н.Д.
  • «Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1-12 классов» Кузьмичевой Е.П.
  • «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» Королевской Т.К. Пфафенродт А.Н.
  • «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» Назаровой Л.П.

Используемые методики и технологии в реабилитации у детей с нарушениями зрения:

  • Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения (Е.Н. Подколзина)
  • Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения: методическое пособие (Л.Б. Осипова).
  • Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
  • Психолого-педагогическая диагностика (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.).
  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей») (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.).

Социально-психологическая реабилитация и абилитация

На практических занятиях проводится работа над:

-развитием у ребенка-инвалида когнитивных функций с использованием аппаратно-программных методов
-формированием (восстановлением) социальных навыков

-обучением навыкам сотрудничества и установлению руководящего контроля

-коррекцией агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции

-коррекцией пищевого поведения

-обучением ребенка-инвалида осознанию своих телесных границ в целях безопасности при взаимодействии с людьми, а также осознанию телесных границ других людей

Используемые методики и технологии:

  • Метод сенсорной интеграции
  • Метод нейропсихологической коррекции
  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия
  • Арт-терапия (рисование)
  • «ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОЛ MAGIUM»
  • «Программно-методический комплекс МОБИ «Дуэт»
  • «Программно-методический комплекс МОБИ «Знайка»
  • Комплекс с видеобиоуправлением «Игры с Тимом»
  • Программно-модульное устройство для тренировки двигательных навыков «Баланс»

Социокультурная реабилитация и абилитация

На практических занятиях проводится работа над:

-формированием адаптивного социально-ролевого поведения посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях (театральные постановки, социоролевые игры, творческие мастерские и клубы, и др.)
-развитием духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида посредством совместного (группового) просмотра фильмов, спектаклей, прочтения художественных литературных произведений с последующим обсуждением в группе
-развитием творческого потенциала ребенка-инвалида средствами социокультурной реабилитации (арт-терапии, народно-прикладного искусства, танцетерапии, музыкотерапии и т.д.)

 

-развитием творческих и ремесленных навыков у ребенка-инвалида с учетом его интересов и способностей

Используемые методики и технологии:

  • Изотерапия
  • Музыкотерапия
  • Танцевально-двигательная терапия
  • Сказкотерапия
  • Библиотерапия
  • Игротерапия и др.

Профориентация (с 14-ти летнего возраста)

Практические занятия с ребенком-инвалидом с целью:

-формирования психологической готовности к выбору профессии

-коррекции неадекватного профессионального выбора

-формирования, коррекции и развития профессионально-значимых качеств, необходимых для будущей профессии

-обучения навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и т.д.)

Адаптивная физическая культура

Проведение практических занятий, в том числе с использованием высокотехнологичного оборудования, направленных на:

-формирование (восстановление) мобильности ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств

-формирование (восстановление) способности к манипулированию предметами и объектами ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств

-формирование (восстановление) мобильности ребенка в естественных жизненных ситуациях (способности к передвижению, изменению позы тела и перемещению тела)

 

В учреждении создана доступная среда (стоянка для инвалидов, наличие звуковых маяков, информационные тактильные мнемосхемы, специальные поручни, стационарная информационная (индукционная) система, электронные табло «бегущая строка», информационные терминалы).

Дополнительная информация

Информация об участии в пилотном проекте

  • Услуги по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в ходе пилотного проекта предоставляются бесплатно с использованием механизма электронного сертификата.
  • Электронный сертификат – это электронная запись в реестре, которая привязывается к номеру Вашей банковской карты платежной системы МИР, выпущенной любым банком Российской Федерации. Сами денежные средства на карту не перечисляются, а резервируются в Федеральном казначействе, до совершения покупки.
  • Наличие действующей карты МИР является обязательным условием для получения сертификата.
  • Данные действующей карты МИР нужно предоставить в учреждение МСЭ для передачи этой информации в ФСС, который и формирует электронный сертификат.
  • Услуга предоставляется в стационарной форме в соответствии со стандартами предоставления услуг:

- стационарная форма без сопровождаемого проживания включает в себя проживание и пятиразовое питание детей-инвалидов без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц;

- стационарная форма с сопровождаемым проживанием включает в себя проживание и пятиразовое питание детей-инвалидов и трехразовое питание сопровождающих детей-инвалидов лиц.

  • Курс оказания услуг должен быть завершен не позднее 12 месяцев со дня установления ребенку категории «ребенок-инвалид» впервые в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы пилотного региона.
  • Право переноса сроков и смены организации (федерального учреждения) предоставляется ребенку-инвалиду однократно и должно быть реализовано в период действия электронного сертификата.
  • Решение о замене организации (федерального учреждения) или продолжении курса оказания услуг в иной период может быть принято в течение первых 3 календарных дней после начала оказания услуги.
  • С родителями (законными представителями) детей-инвалидов заключается договор на оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации.
  • Оплата услуги осуществляется банковской картой платежной системы МИР, которая была указана Вами в учреждении МСЭ. Оплата приобретаемой услуги по комплексной реабилитации и абилитации осуществляется в начале курса оказания услуг.

Информация о правах и обязанностях родителей (законных представителей) и детей-инвалидов»

  • право на отказ от одного или нескольких видов мероприятий, включенных в услугу, а также условия прекращения или приостановки отдельных видов мероприятий, включенных в услугу, и (или) услуги в целом;
  • права на конфиденциальность информации и защиту персональных данных, защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • право на обеспечение условий пребывания в организации, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • право на информированность в части путей передвижения и расположения кабинетов.

Медицинские противопоказания для получения услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Перечень медицинских документов, предъявляемых при поступлении на комплексную реабилитацию и абилитацию в АУ СОН ТО «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма

Памятка для родителей

Информация для родителей на официальном сайте ФСС РФ (ССЫЛКА)

Информация по пилотному проекту на официальном сайте МСЭ РФ (ССЫЛКА)

 

Центр находится по адресу:

625530, Тюменская обл., м.р-н Тюменский С.П. Винзилинское, ТЕР. ФАД. Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск, км. 28-ой, ЗД. 8

Режим работы учреждения — круглосуточно.

Контакты:

Сектор по сопровождению клиентов

Тел: +7 (3452) 68-21-06